воскресенье, 16 октября 2016 г.

Осеннее путешествие по Иудее. Часть 1 - Иерушалаим.

Ночь, не спится. Я сижу у гостиничного окна на 15-м этаже. Напротив, в темноте, угадывается линия горизонта; чуть выше торжествует свое великолепие луна; под моими ногами раскинулось море огней. Спящий Иерусалим. Город, с количеством страстей по которому едва ли сравнится какой-либо другой в мире.



Улица Шахрай, где расположена гостиница «Шалом Иерушалаим», по-видимому, относится к районам с религиозным населением. Это мы поняли, прогулявшись вечером по окрестностям. Я думаю о спящих сейчас людях – тех, кто знает Тору и чтит традиции отцов. Они живут в этом месте - духовно и политически напряженной точке мира на сегодняшний день и обещанной столице мира в будущем - словно стражи, ожидающие и боящиеся пропустить пришествие своего Царя и Мессии.
И вспоминаю, через что им предстоит пройти, чтобы с Ним, наконец, встретиться.
«И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города. Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани». (пророк Захария 14:2,3)
«И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце». (Захария 12:9,10).
Утром наша молитва была за этих людей, чтобы Господь по милости своей снял завесу с их сердец и даровал им прозрение как можно раньше, до того, как Он введет их в горнило очищения: «И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!» (Захария 13:9).



***
В Иерусалим с Севера есть две дороги. Одна ведет в сторону Хайфы, поворачивая потом на Тель-Авив и, переходя в 6-ю, платную и скоростную, приводит к месту назначения. Это трасса вдоль побережья Средиземного моря. Она - при отсутствии пробок - короче, безопаснее и обыденнее. Мы поехали вторым путем – по 90-й трассе, ведущей через Бейт-Шеан и территории с арабскими деревнями, где население настроено пропалестински. Замечательна эта дорога своими пейзажами.




Тот, кто тоже выбирал этот путь, наверняка приметил эти живописные ряды глиняных изделий возле селения Uja e-Tahta. Это все садовая утварь.  Говорят, в былые годы торговля в этом месте шла очень бойко, так как именно здесь все, проезжающие с Севера, затаривались подобными безделушками. Мы и сами тут останавливались прикупить несколько шариков. Помню, как хозяин угощал нас ядреным арабским кофе в малюсенькой кружечке.

Когда торговля шла бойко
Сейчас, когда есть опасность терактов, проезжающие израильские машины останавливаться остерегаются. Яркие раньше развалы, потерявшие большую часть покупателей, потускнели, припорошенные пылью пустыни, изделия поредели…
Эта арабская деревня – последний населенный пункт на нашем пути в Иерусалим. Если не считать Иерихо, виднеющийся справа от магистрали. Тот самый, завоеванию которого посвящена яркая глава в книге Иисуса Навина. Приблизительно 3400 лет назад евреи начали завоевывать землю, обещанную Богом еще Аврааму. Иерихон был на их пути первым, и покорен он был необычным способом. По указанию Бога потомки Иакова шесть дней обходили вокруг с ковчегом завета, трубя в трубы. На  седьмой же - обошли город семь раз и в заключение громко воскликнули. И тогда стены города рухнули. Разрушив город, Иисус Навин произнес пророчество: кто осмелится восстановить Иерихон, тот положит его основание на своем первенце и на младшем – врата его. Такой человек нашелся (3 Царств 16:34), и пророчество сбылось. 
Сейчас Иерихо – арабский город, и мы с нашими желтыми израильскими номерами, были бы там нежеланными гостями, почему и не стали сворачивать с трассы. Что я имею в виду под «желтыми номерами»? Объясняю для неместных. Дело в том, что на этой трассе, попадаются машины с тремя цветами номерных табличек: желтыми, белыми и зелеными. Два последних цвета принадлежат палестинцам, то есть не гражданам Израиля. Какая разница между белым и зеленым – точно не знаю, предположительно, зеленый – цвет такси. Может, я ошибаюсь?

Есть еще одно интересное место прямо перед развилкой «Эйлат – Иерусалим». Монастырь святого Герасима Иорданского, основание которого относят ко временам царицы Елены. Сегодня он заметно блестит золоченными куполами при взгляде с дороги. Возможно, для православных людей посещение монастыря представляет интерес с точки зрения их верований. Нами же, кто верит написанному в Новом Завете, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет», двигало больше любопытство.
Сюда мы заглядывали в предыдущую поездку, необычная атмосфера и декор этой церкви врезались в мою эмоциональную память. Во всем была какая-то карнавальность и невзаправдашность: во встреченном во внутреннем дворике разнообразии лиц и костюмов, отражающем различные характеры и восприятие жизни; в простодушном китче внешнего и внутреннего убранства.
Я не могла отделаться от ощущения, что попала в  мир театральных декораций, а все эти люди – актеры: строгая паломница, поджавшая губы при взгляде на мои шорты; приветливый кудрявый паренек, щедро раздававший свечки и иконки святого Герасима всем желающим; мудрая служительница, отворившая нам, праздно интересующимся туристам, внутренность церкви по первой нашей просьбе; резвящиеся дети с ясными, счастливыми глазами.
Возможно, этому способствовала яркая южная природа, мягкий теплый ветер, да и уютное кафе встречающее и провожающее посетителей у входа на территорию храма, но в этой церкви не думалось о потустороннем или вышнем мире. Здесь хотелось жить и наслаждаться жизнью.

Фото не очень удачные, публикую только, чтобы дать представление



После развилки «Эйлат-Иерусалим» сворачиваем на 1-ю трассу, и вот уже до столицы осталось минут двадцать. Как только дорога пошла в гору, а обочины приняли характерные очертания – значит, началось восхождение в Иерусалим.



Город расположен на Иудейских горах, высота здесь достигает 850 м над уровнем моря, от этого климат существенно прохладнее: за два дня пребывания мы ни разу не воспользовались кондиционером, а вечером вполне можно было надеть кофту. В это же самое время - в конце сентября - на Мёртвом море кондиционер у нас работал постоянно.

По дороге можно заметить указатель: «Церковь доброго самаритянина». Вообще-то, по описаниям, это не церковь, а музей. Я ее упомянула, чтобы заметить  - ведь это памятник не реальному историческому событию, а притче. Имеется в виду та самая история, которую Иисус рассказал на вопрос: «Кто мой ближний?». (Евангелие от Луки 10:25-37).

Мы попробовали представить себя на месте паломников, восходящих в Иерушалаим 2000 лет назад: вместо гладкого асфальтированного шоссе – пыль и камни, вместо машины под тобой в лучшем случае ишак или верблюд, а то и этого нет. Кроме того, ты рискуешь стать жертвой разбойников, а вместо десятков минут тебе предстоят долгие часы, а то и дни, подъема. Вспоминается:

Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.
Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.
Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;
Не дремлет и не спит хранящий Израиля.
Господь – хранитель твой; Господь – сень твоя с правой руки твоей.
Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.
Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь.
Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.  
(Псалом 120. ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ).

*** 
Возможно, это на совести GPS, поведшего нас такими районами, но мне показалось, что мы попали на другую планету. На улицах Иерусалима испарились все привычные глазу стили и цвета в одежде, вся встреченная масса людей на улицах и в автобусах была одета по единому образцу: мужчины в черном или черно-белом, женщины в юбках ниже колен и  блузках с длинным рукавом белого или голубого цвета.  Я как-то автоматически надвинула сумку на колени. Если бы меня попросили придумать название этому месту, я бы назвала его «Планета праведников». Показалось невероятным, как при всей внешней строгости в этом городе могут проходить так называемые «парады гордости»? Впрочем, я знакома с одной девушкой из религиозной семьи, в которой восемь детей. Половина ее взрослых братьев и сестер живут, как светские, а одна сестра стала лесбиянкой. Соблюдение религиозных правил никогда не решало проблему нечистоты и греха в человеческом сердце. Еще 2000 лет назад Иисус обращался к тем, кто называли себя праведниками: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты».

Ну вот, наконец, и наша гостиница - «Шалом Ерушалаим». Совсем недалеко от нее находится больница «Шаарэй цедек», а через дорогу - новенькое здание  центра «Шальва» для детей с ограниченными возможностями. Архитектурно оно замечательно тем, что каждый этаж выходит на отдельную оборудованную детскую площадку, и все их множество располагается ярусами. 
Парадное крыльцо
центр "Шальва"

Сама же гостиница, отмеченная 4 звездами, напомнила нам захудалого аристократа, когда-то блиставшего при дворе, а теперь поиздержавшегося и поистрепавшегося, но все еще хранящего следы былого великолепия. Самым замечательным в «Шалом Ерушалаим» было окно во всю стену в номере: даже не смотря на то, что оно плохо помыто, чувствуешь себя парящим над Иерусалимом.  

С 15-го этажа открывается отличная панорама
***
С утра мы отправились в Музей Израиля. Но приехав на час раньше открытия, решили прогуляться до Кнессета (израильский парламент), и, если повезет, взять обзорную экскурсию по нему. К сожалению, это нам не удалось, так как экскурсии проводятся только в ём-ришон (по воскресеньям) и ём-хамиши (по четвергам). Впрочем, в этот день (был вторник) проходило заседание парламента, и нам предложили его наблюдать, для чего необходимо было только прийти к назначенному часу и предъявить удостоверение личности. Подумалось: а в России я смогла бы вот так запросто, без специального разрешения, прийти в Госдуму послушать, как депутаты защищают мои интересы?



"Добро пожаловать в Кнесет"

Нам нечего не оставалось, как погулять по парку Роз, что разбит через дорогу. Роз в нем не было, так как для них сезон – зима или весна. Зато было много зеленых лужаек, хвойных деревьев и источников воды. Мы словно перенеслись в российский июль, в санаторий "Надежда".




Музей Израиля открылся в десять. Вообще-то, к его посещению лучше подготовиться. Эта гигантская коллекция насчитывает 500 000 экспонатов, что размещаются в четырех глобальных отделах, и стоит заранее знать, что именно хочешь посмотреть, потому что одного дня на все не хватит. А еще лучше взять обзорную экскурсию на русском языке, что проводится по четвергам, где расскажут о самых значительных объектах. Мы же нырнули на авось и попали в отдел археологии на передвижную выставку, свидетельствующую о том, что ханаанская земля (сейчас территория Израиля) еще до Аврааама была под властью египетского фараона. Этот факт не отражается в письменных источниках, но его подтверждают многочисленные археологические находки. Из них, собственно, выставка и состояла.


Вход находится в здании слева










Просмотр экспозиции занял у нас часа два и концу, учитывая ранний подъем и прогулку по парку Роз, мы порядком устали. Почему и решено было пообедать в здешнем ресторане. Он находится прямо перед входом. Рядом с ним еще есть кафе. Хочу предупредить, что обед на 200 шекелей выйдет чрезмерно сытным. Если вы заказали, к примеру, салмона, то вам принесут очень щедрый кусок с салатом и гарниром. Поэтому нет нужды заказывать что-либо дополнительно, как сделали мы, и половину обеда оставили на столе. А иначе бы нам не одолеть возвращения в музей.

Затем мы направились было в отдел искусства, намереваясь лицезреть работы Пикассо. Но по пути нас засосало в детский отдел, едва вырвавшись из нитесплетений которого, мы не устояли перед экспонатами средневековья и свернули в отдел еврейского искусства и культуры. Всего по чуть-чуть лизнув, мы все-таки добрались и до художественных залов. После   этого наша способность воспринимать иссякла, и мы ушли.



 

Вечер мы решили посвятить знакомству с иерусалимскими магазинами. На слуху был шук Маханэ Иегуда, туда мы и отправились. Это целый торговый квартал в несколько улиц, где продается, в основном, еда: фрукты, овощи, рыба, специи, сласти и много еще чего.  

Главный вход




Вещи там тоже есть, но «не айс». Вещевым центром считается каньон Малха, в него мы тоже заглянули, покидая Иерусалим. Встретили там большинство брэндов, которые есть в каждом каньоне в Израиле. Возле Маханэ Иегуда возникла проблема с парковкой – чтобы воткнуть машину где-то на прилегающих улочках нужно очень большое везение. Зато через квартал, в пяти минутах ходьбы, есть платная, многоэтажная парковка. Рядом с рынком проходят рельсы, вполне возможно, что стоило оставить машину у гостиницы и поехать на трамвае (или поезде, как израильтяне его называют). Парковка же возле каньона Малха – бесплатная первые два часа.
А это просто таинственные улочки через дорогу от рынка.


Масонский знак. На крыше дома при этом развивался черный пиратский флаг с черепом


На третий день пребывания в Иерусалиме, позавтракав, мы отправились в Старый город. Но забыли, что в любом мегаполисе, тем более столице, рассчитывая прибыть куда-либо к определенному времени, стоит учитывать пробки. Особенно по утрам. Собираясь добраться до Ир атика за четверть часа, мы потратили на дорогу минут 40.
Вот несколько фоток, сделанных на этот раз.


Шхемские ворота, ведущие в арабский квартал

Это мы уже вошли

Дорога к храму ведет через рынок

Так бывает не всегда

Иудейские и мусульманские святыни вместе: вверху купола мечетей Аль-Акса и Купол Скалы - и Западная стена или Стена плача внизу. Деревянное сооружение посреди - мост, по которому мусульмане проходят в свою часть. 


Во второй части расскажу, где можно не дорого остановиться на Мёртвом море, какие там есть пляжи и возможности поесть. А также поделюсь впечатлениями о поездке в Арад. 

Комментариев нет :

Отправить комментарий