суббота, 5 ноября 2016 г.

Осеннее путешествие по Иудее. Часть 2 - Альмог, объекты Мёртвого моря, Арад

На территории кибуца Альмог находится самый близкий к Иерусалиму и самый северный на Мёртвом море кфар нофеш (зона отдыха, по-русски). Через 20-30 минут езды по шоссе, бегущему между причудливыми холмами белесой иудейской пустыни, желательно не пропустить поворот направо.

Еще чуть-чуть и ты въезжаешь на пропускной пункт, где тебя встречает военный с боевым оружием (что непривычно после более мирного вида охраны в северных районах). Кибуц со всех сторон обнесен колючей проволокой, иногда в два ряда. Все это напоминает о близости палестинских территорий (до Рамаллы отсюда тоже рукой подать) и о том, что ты приехал отдыхать в одну из самых горячих точек мира (не только в плане погоды).
Впрочем, попадая внутрь, сразу же об этом забываешь: зеленые лужайки, уютные домики, отличный бассейн, предупредительный персонал  -располагают к отпускному настроению. Так и напрашивается избитое сравнение с оазисом, затерянным в пустыне…

В Альмоге («коралловый риф» в переводе)  проживает больше 200 человек. Этот кибуц «муфрад» - приватизация в нем началась с 2000 года. Жители работают в Иерусалиме или в местном хозяйстве. Кибуц содержит коров и кур, выращивает финики, помидоры и другие культуры. Дети учатся в двух соседних кибуцах: младшие классы в Калии, до которой 10 минут езды, старшие – в Эйн-Геди, 40 минут дороги.
Важный вид бизнеса для Альмога – содержание гостевых домов. В кфар нофеш более чем 300 номеров. Это довольно обширная зона, занимающая левую часть кибуца сразу после въезда. В наше посещение все эти домики в окружении зеленых лужаек пустовали. Но, по словам администратора, они пользуются спросом и заполняются в конце недели.

Мы сняли маленький домик площадью примерно 30 кв.м., рассчитанный на 2-4 человек. В комнате есть двуспальная кровать (можно выбрать две отдельные кровати) и два раскладных кресла-кровати. Из важного оборудования имеется холодильник, чайник и телевизор. Совмещенные ванная и туалет, балкончик, выходящий на лужайку. Wi-Fi  в зоне ресепшн (прямо там можно расположиться за столиком с собственным компьютером). Такой домик на выходные вполне подойдет для папы, мамы и двух детей. В сутки за него берут где-то 340 шекелей.

К сожалению, не было опции заказать также и питание, хотя бы завтраки. По словам администратора, временами такая возможность бывает. Видимо, зависит от наличия персонала, как мы поняли. На въезде в кибуц есть кафе и ресторанчики, а вот с магазинами плохо – ни в самом поселении, ни рядом нормального продуктового маколета  мы не обнаружили. Поэтому ездили в Мишор Адумим (не доезжая до Иерусалима) в Рами Леви. По времени – минут 15 дороги. Есть также возможность сделать аля-эш в отведенном для этого месте.  Еще хочется предупредить: мухи в этой местности очень назойливые, а комары кусачие. Видимо, поэтому в шкафу оставлено средство от насекомых. Там также мы нашли дополнительные одеяла и подушки.

По поводу пляжей. Если выехать на главное шоссе и продвигаться по нему в направлении Эйлата, то через минут через 10 слева  увидишь трехъярусный указатель в сторону Мёртвого моря.

Здесь рядом расположились три пляжа: Бьянкини, Неве мидбар и хоф Калия. Бьянкини, как мы поняли, это целая зона отдыха, здесь можно снять циммер и остановиться на ночлег в кемпинге. Наш же путь лежал в Неве мидбар: для постояльцев Альмога входной билет на этот пляж стоит половину цены – 30 шекелей с человека. Обычная цена на пляжах Мёртвого моря – 60 шекелей.

Неве мидбар оборудован приличными душевыми, раздевалками и туалетами. На его территории имеется также бар с напитками и мороженным и красивый ресторанчик. А вот пляж мы оценили на троечку: неудобное расположение - крутой спуск, а на обратном пути подъем; и вид побережья нам показался несколько запущенным.

В душах на берегу течет не пресная, а солоноватая вода (скорее всего она берется из источников поблизости). Зато под ногами здесь сколько хочешь тины – той самой лечебной грязи, которой туристы с восторгом  намазываются, чтобы выставить потом забавные селфи в интернете.

Забегая вперед скажу, что на пляжах дальше по побережью грязь под ногами не валяется, в спа Эйн-Геди она стоит вдалеке от водохранилища в специальных бочках, а в Эйн-Бокек ее можно купить по 15 шекелей за пакет.
Плотно пообедать в Неве мидбар можно за 150 шекелей на двоих.

Ну что, поели? Пора двигаться дальше: вдоль западного побережья на юг.

Минут через пять покажется кибуц Калия и заповедник Кумран, указатель будет справа.
Еще спустя 25 минут начнутся владения Эйн-Геди. Первый объект, который вы увидите справа от дороги, это ахсания (недорогая гостиница) Эйн-Геди.

По стоимости она шекелей на 150-200 дороже размещения в Альмоге, зато в цену включены завтраки.
Если вы ищите уединения и тишины – то вам в Альмог (правда, не ручаюсь за время, когда все гостевые домики заняты), если хотите более активного отдыха и близости к аттракциям – то лучше остановиться здесь. Честно сказать, мы соблазнились зелеными лужайками Альмога. Едем дальше.

Вскоре появится второй объект – заповедник Эйн-Геди. Здесь стоит погулять. Это прозрачный ручей с прохладными запрудами, куда так приятно погрузится в жару, водопадами и зелеными зарослями в окружении гор. Говорят, что именно здесь в пещерах прятался Давид, преследуемый Саулом (1 Царств 24 гл.).

И вновь выезжаем на шоссе. Еще несколько минут – справа будет поворот на кибуц Эйн-Геди. Он замечателен тем, что находится в ботаническом саду (фотки здесь, если прокрутить ниже) с редкими породами растений, так же там есть маленький зоопарк. Вход для туристов платный.

В кибуце Эйн-Геди имеется своя гостиница – это более дорогой вариант размещения, больше тысячи шекелей за ночь.

Последним, четвертым объектом, под титулом Эйн-Геди будет Спа-комплекс. Указатель следует искать со стороны Мёртвого моря, то есть, слева (мы все еще движемся на юг, в сторону Эйлата). Перед входом вы подивитесь на садик с диковинными растениями, войдете через магазинчик с косметикой и сувенирами, попадете в раздевалку со шкафчиками, где можно запереть свои вещи (шкафчики платные, где-то 15 шекелей и еще надо оставить залог), дальше будут душевые и – выход на территорию спа. Насколько я помню, там есть горячий сероводородный бассейн, пресный бассейн, бочки с грязью и сероводородные души. До пляжа вас подвезет забавный поезд – пешком довольно далеко. И еще запомнилось, что побережье в этом месте покрыто очень колючими наростами соли. Может сейчас это изменилось, но сланцы, на всякий случай, захватите.

Пообедать можно в ресторане, обслуживающему посетителей по принципу «фуршетный стол». Вход в спа-комплекс Эйн-Геди плюс обед стоит в среднем 150 шекелей для взрослого, еще придется доплатить за шкафчик. В турагентствах также продаются экскурсии в это место. В пакет обычно входит стоимость шестичасового пребывания, плюс обед, плюс транспортировка туда-обратно. Цены варьируются в зависимости от турфирмы: от 120 до 210 шекелей.

Если вы хотите пляж бесплатно, то можно отправиться в Эйн-Бокек. Это еще 20 минут езды на юг. По дороге, минут через 10 после последнего объекта Эйн-Геди, вам встретится правый поворот на крепость Массада

Ну вот, мы возле гостиничного городка Эйн-Бокек. Пляжи здесь принадлежат какой-либо из гостиниц, и для посторонних вход туда за деньги. Кроме одного: напротив гостиницы «Оазис», чуть левее, есть проход на бесплатный общественный пляж.

Надо сказать, полгода назад он привел нас в восторг: чистенький, обновленный, пространный. Даже не верилось, что это для всех, даром. Предчувствие не обмануло. На этот раз мы обнаружили некий забор, наводящий на мысль, что бесплатное постепенно урезается в пользу платного. Хорошо, если в следующий раз от первого что-то останется.
Если вы голодны – на территории Эйн-Бокека есть небольшие кафе для перекуса, в магазинчиках рядом можно запастись косметикой и сувенирами.

Ну что ж, в море искупались, перекусили, сувениры закупили. Пора поворачивать домой, на север? Но как не заехать в таинственный Арад, о котором столько слышано и ни разу не видено!

Об Араде я знала следующее. Город находится в сорока минутах от Эйн-Бокека. В нем проживает каждый второй русскоязычный работник этого гостинично-пляжно-магазинного городка. Арад –  еще один вариант недорогого размещения на Мёртвом море: там можно снять апартаменты чуть больше 300 шекелей ночь и ездить купаться в Эйн-Бокек на маршрутном автобусе. Христианская еврейская община в этом городе в течение лет терпит притеснения от религиозных евреев. В городе есть «музей стекла» и «деревня художников».  Наконец, что дорога на Арад очень красива.
Итак, мы выезжаем из Эйн-Бокека и снова берем на юг. Прямо после выезда справа будет неброская табличка и несколько машин возле нее, ниже виднеются кусты, из которых выходит нечто похожее на пересохшее русло. Так малообещающе с дороги выглядит ручей Эйн-Бокек. На самом деле место настолько же замечательное, как заповедник Эйн-Геди. Советую погулять.

Вскоре достигаем развилки. Дорога на Эйлат уходит влево, мы же продолжаем прямо. Постепенно начинается подъем. Горы иудейской пустыни впечатляют: они все время меняют форму, высоту, цвет, оттенок – меловые, бурые, даже розовые… Похоже на разноцветные породы Тимны, что в южном Негеве, возле Эйлата.

Так, глазея по сторонам, достигаем, наконец дорожного указателя:

Знакомых у нас в городе нет, потому, вычитав в интернете, что в Араде имеется музей Стекла, мы решили посетить его, а затем покататься по улицам города.
«Музей» оказался не тем, чем мы его себе представили. Навигатор привел нас в промзону, и мы бы решили, что заехали в гаражи, если бы не вывески с претензией на креативность и не надпись, уверяющая, что перед нами «деревня художников». На большинстве будок висели замки: время было обеденное. «Мы, как испанцы, уходим на сиесту – говорят здешние творческие люди. - Но уже не возвращаемся».
Пара-тройка дверей все же была открыта.

На одной мы прочитали, что это студия Хэли, которая специализируется на стекляной мозаике и бусинах. Видимо, эта мастерская и была на туристическом сайте громко названа «музеем стекла».

Обстановка в мастерской выглядела несколько хаотично. Здесь словно не хватало опытного менеджера, который бы выкинул хлам, отправил материалы в рабочую зону и подал в выгодном свете работы мастера, среди которых, несомненно, имелись интересные и стоящие. С первого же взгляда туристу тут нелегко было разобраться и хотелось быстренько ретироваться.

Ситуацию спасла сама Хели, предложив продемонстрировать процесс выплавления эксклюзивных бусин.

Как мы поняли, у Хэли можно заказать подобную мозаику, индивидуальное украшение, в том числе из дорогих металлов, или взять урок работы со стеклом для себя или своего ребенка.

Арад же нам чем-то напомнил российские города. Наверное, своими широкими прямыми проспектами и многоэтажками в окружении лиственных деревьев. Также там обнаружился ресторан с интересным названием:

Я бы совсем чувствовала себя на Родине, если бы нам то и дело не попадались черные фигуры харедим. Возможно, опять же это было связано со временем суток, а, может, мы заехали в религиозный район, но люди в светском на улицах упрямо отсутствовали.

Возвращаться решили по скоростной 6-й трассе, а значит, взяли сначала направление на Беэр-Шеву, а затем свернули на Тель-Авив. Это было ошибкой. Мы не учли, что во второй половине дня люди едут с работы, и попали в двухчасовую пробку. Это к сведению.
На выезде из Арада нас моментально окружила унылая пустыня северного Негева. Здесь меня очень интриговали бедуинские поселки, тянущиеся на всем протяжении пути до Беэр-шевы. Точно таким же, но в меньшем количестве, я удивлялась на въезде в Иерусалим. Временами эти деревни выглядят как собрание нищих хибар, сложенных из какого-то хлама – в России в таких могут обитать разве что бомжи. Временами постройки становятся похожими на примитивные дома. Что интересно, возле тех и других стоят современные машины.

Частично мое любопытство удовлетворила эта статья, позже найденная в интернете, как раз о местах, что мы проезжали.

На сей оборванной ноте я, пожалуй, я свое повествование и закончу. Поскольку все важное уже выложила, изрядно утомив и вас, и себя.