Пурим в Танахе и сегодня
«Куплю-ка я себе вот эти желтые крылышки с усиками, пожалуй,
и буду пчёлкой! На работе сказали, без костюма не появляться. Ну что ж – надо
так надо». Сбоку на меня таращится череп, а в соседнем ряду ухмыляется какая-то
баба яга. Ну и маски!
Есть такой праздник в Израиле, когда принято наряжаться. Ты
можешь выбрать какой угодно образ – книжного, киношного, мультяшного героя или
даже политика. В эти весенние дни по улицам ходят ряженые дети и взрослые,
никто тому не удивляется, это даже считается хорошим тоном.
Как почти все еврейские праздники (кроме Хануки), Пурим тоже
связан с Танахом. В книге Есфирь подробно описано, что произошло с еврейским
народом во времена Мидо-персидской империи: как ему угрожала опасность уничтожения, и как Бог чудесным образом отвел ее, используя отважную иудеянку
Есфирь (Эстэр) и ее дядю Мардохея (Мордыхая). По Божьему замыслу, Пурим
предназначался быть праздником победы над сатаной, который руками царского
вельможи Амана задумал уничтожить избранный Божий народ.
Но вот тогда позвольте… почему в нашем 21-м веке в преддверии праздника детские магазины
запружены масками ведьм, привидений, скелетов и прочей нечести? Почему нормально
воспринимается наряд дьявола на костюмированных вечеринках, якобы в честь
Пурима? Такое ощущение, что на самом деле в честь хэллоуина. Наверное, для
стран, празднующих хэллоуин, их и произвели, а потом плавно сплавили в Израиль,
где тоже есть костюмированный праздник. А Израиль проглотил, не задумываясь.
Ощущение, что сегодняшний Пурим – это не победа над сатаной,
а насмешка оного над народом Божьим. Который перестал отличать черное от
белого, забыл, что написано в Танахе и пошел вслед за язычниками служить идолам
и делать то, что Бог называет мерзостью. Страшно только, что Бог обещал в 28-й
главе Второзакония, что не оставит такое поведение евреев без наказания.
Современный Пурим мне напомнил, как в советские годы в России
праздновали Пасху. Я долго была убеждена, что праздник Пасха предназначен для
того, чтобы все ходили на кладбище, вспоминали умерших родственников, ели
куличи и крашеные яйца, устраивали застолья и пили водку. Почему вспомнила?
Точно такое же незнание и нежелание знать источник и первоначальное значение
праздника. Делай, как принято, выполняй традиции, и этого достаточно.
А про переодевания на Пурим я ничего в Танахе не нашла. Там только дается
указание евреям «О том, чтобы они установили каждогодно празднование у себя
четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его, как таких дней, в
которые Иудеи сделались покойны от врагов своих, и как такого месяца, в который
превратилась у них печаль в радость, и сетование – в день праздничный, - чтобы
сделали их днями пиршества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяния
бедным» (Есфирь 9:21-22).
Наверное, ничего страшного в том, чтобы надеть костюм нет. Раз
человеческие традиции в нашей жизни имеют место. Главное – смотри, что ты на
себя надеваешь и не забывай, в честь чего все это.
Это праздник не был установлен Богом, никаких предписаний по форме его проведения в Танахе действительно нет. А когда Мардохей предписывал народу веселиться, он вряд ли имел ввиду наряжаться в костюмы какой-либо нечести. В наше время, скорее всего, он уже просто становится более светским, чем религиозным, поэтому и такое отношение к нему.
ОтветитьУдалитьВидимо, так оно и есть.
УдалитьДело в том, что даже когда ты надеваешь мирные костюмы, которые не являют собой ничего страшного, ты просто участвуешь в огромном переодевании всего народа. И этим говоришь: "Я согласна с тем, как вы нарядились. С тем, что вы оделись так, а я оделась так. Мы делаем общее дело". И в этом проблема - что вы делаете общее дело. Даже если ты оделась в "хороший" костюм, тот, кто оделся в "плохой" - вы с ним на одной сцене. Ты как будто бы ешь с ним из одной тарелки. Так я вижу.
ОтветитьУдалить