пятница, 22 марта 2019 г.

Озерный край Друскининкай


В этом году для отпуска мы выбрали Литву, Друскининкай. Услышали, что есть в Прибалтике тихий и зеленый курортный городок в окружении лесов и озер, тот самый, что в недавнем прошлом был знаменитой советской здравницей. Будто можно там по утрам ловить озерную рыбу, принимать целебные ванны в санатории, гулять по лесу, лакомиться ягодами… Уставшие от жары и ритма жизни, мы решили, что такой отдых нам подходит.



Впервые летели авиакомпанией «Крылья Украины» или МАО. В самолете бесплатно наливали только воду, еду надо было оплачивать в евро, и даже центы принимали неохотно. Летели транзитом. В первом самолете из Израиля в Борисполь с преимущественно израильскими туристами царила атмосфера ближневосточного рынка. Вокруг нас, активно галдя, расположились мамаши разве только не на потолке. Перед посадкой командир уведомил, что надобно сесть в кресло и пристегнуть ремни. Никто не пошевелился, никто и не настаивал. Пока одна пожилая еврейка с отчетливым русским акцентом на них не прикрикнула: «Банот, вы что не слышали?». Возникла мысль, что экипаж смирился с менталитетом израильтян и не берет на себя труд их воспитывать. По контрасту, второй самолет из Киева в Вильнюс показался нам очень тихим и дисциплинированным. В нем преобладал украинско-литовский контингент.  

Еще один любопытный эпизод в первом самолете. Некий пассажир начал высказывать претензии старшей бортпроводнице, требуя открыть второй туалет, что предназначался для бизнесс-класса. Мол, почему его внук должен наделать в штаны, если в дальний туалет не пробраться, так как стюардессы загородили проход своей тележкой, с которой продавали еду. Мне было интересно, как она отреагировала - просто наехала на пассажира в ответ. Не знаю, почему я себе представляла, что бортпроводников обучают мудро выходить из конфликтных ситуаций…


Один день мы провели в Вильнюсе. 


Его хватило на то, чтобы выспаться, сориентироваться и осмотреть объекты на главной туристической улице в Старом городе.


Здесь нас ждал знакомый коктейль истории-архитектуры-торговли и желания упасть на месте от усталости. Из всего остался в памяти магазин стеклянных изделий и башня Гедиминаса, правившего Литвой в 14 веке. 

Сейчас в крепости находится музей, вход в который стоит 5 евро. Музей многоуровневый: на самом верху – обзорная площадка, внизу – экспозиция реликвий средних веков, средний этаж посвящен борьбе прибалтов за свободу от советского ига в конце 80-х. На стенах висят фотографии знаменитого Балтийского пути - живой цепи, в которую выстроилось население трех стран Прибалтики, выражая свое желание выйти из Советского Союза.
Кто-то меня спросил: как к вам относились в Литве, когда вы говорили на русском? Поначалу мы пытались обращаться к прохожим или продавцам на английском. Потом поняли, что многие прекрасно понимают русский. Поэтому начали спрашивать: вы говорите на русском? Старшее поколение в большинстве отвечало: говорим. С таким одинаковым выражением, будто тебе этим делают большое одолжение, мол, не хотим, но так и быть уж… (хотя я сама видела, как эти же продавщицы только что болтали между собой на русском). Вот кто не знает (или почти не знает) русский – это молодежь, то поколение, что выросло после распада Союза. Они извиняются и объясняют дорогу на английском.
Практически, все молодые люди, к которым мы обращались в Вильнюсе, неплохо знали английский. Возможно потому, что для них это дорога в будущее – многие из юного поколения уезжают работать в Великобританию или другие англоговорящие страны. Причины: низкий уровень жизни в Литве и открытые двери Евросоюза. Некоторые из местных жителей считают, что достаток населения заметно снизился после того, как расчетной валютой в стране стал евро. Пожилым приходится нелегко - пенсия учительницы, например, 300 евро. Цены в магазинах ниже израильских раза в два.
Но вернемся к башне Гедиминаса. У ее подножия разбит обширный зеленый парк, и течет река Вильняле. В потоке резвятся стайки уток. После выгоревших на солнце израильских просторов, посидеть среди зелени у прохладной воды, глазея на птиц - кажется райским блаженством.
Написала «Вильняле» и тут же вспомнилось: «Человек имеет право жить рядом с Вильняле, а Вильняле течь рядом с человеком». Это строчка из конституции республики Ужупис. Ужупис – богемный район в старом городе Вильнюса. Здесь селились люди искусства. Говорят, в 90-е это было лихое место, куда боялись заходить с наступлением темноты. Сейчас здесь самые дорогие квартиры в городе. И хотя времена нищих, но гениальных и свободных сменила эпоха коммерческая, в квартале стараются поддерживать неформальную, как бы «творческую» атмосферу. Хотя бы для туристов. Не всегда удачно. Главное – чтоб было броско и непонятно. 

Вот еще несколько цитат из забавной ужуписской конституции: «Человек имеет право на горячую воду, отопление зимой и черепичную крышу… Каждый имеет право умереть, но не обязан… Каждый имеет право заботиться о собаке до конца дней одного из них… Собака имеет право быть собакой…Кошка не обязана любить своего хозяина, но в трудную минуту обязана прийти ему на помощь…Каждый имеет право забывать, есть ли у него обязанности…Каждый имеет право осознавать свою ничтожность или свое величие…Каждый имеет право быть непонятым…Каждый имеет право не иметь никаких прав. Заповеди НЕ ПОБЕЖДАЙ. НЕ ЗАЩИЩАЙСЯ. НЕ СДАВАЙСЯ».
Одна подворотня в Ужуписе показалась мне слишком уж зловещей, так что я не удержалась и полезла поглазеть, кто может жить в такой дыре. Внутри дворика оказалась такая же разруха, как и снаружи, однако на ржавом почтовом ящике было глубокомысленно нацарапано: «Ничто не случайно».
В целом, в райончике много кафе, где толпы туристов сидят и пьют пиво.

Из комментариев в соцсети:
- Нам здесь очень нравится, погода и природа супер ))
-  Очень рада за вас !!! Мне тоже очень нравится и Вильнюс и вообще вся моя родина!!!
- Очень похоже на Россию, только все удивительно правильное
 -Похоже на Россию,как и все бывшие республики советского союза!!! 😃 а правильное, стремление быть похожими на Европу!
- Может и так, но нам кажется это глубже, эта правильность.менталитет у прибалтов ближе к европейскому

Из Вильнюса до Друскининкая мы два часа добирались на автобусе. За окном мелькали леса и поля. Природа вроде, как в России, и все же что-то не то. Чего-то не хватает. Беспорядка что ли. Нет бурелома, поля все чистенькие, ровные, ухоженные. И даже посреди, казалось бы, лесной чащи вдруг вынырнет аккуратный резной столб (резные столбы – это местная фишка, литовцы очень любят деревянную - хотя, впрочем, и всякую другую - скульптуру, о чем напишу в дальнейшем). А фонарные столбы с цветочными горшочками вдоль шоссе заставили нас ломать голову: кто и как эти цветы поливает?
После этой двухчасовой поездки мой пораженный муж заметил:
- Такое ощущение, что этому народу чужд принцип: после меня хоть потоп. Словно они думают о будущих поколениях, бережно относятся к ресурсам, что у них есть, стремятся оставить их в cохранности…
Не удержусь, забегу вперед, скажу пару слов про столбы. Столбы эти наталкивают на мысль о древнем идолопоклонстве.  Сначала было язычество, позже, как и на Руси, приняли христианство. Так что можно теперь увидеть крест с выходящими из него солнечными лучами (похоже на поклонение кресту и солнцу одновременно, хотя, кто-то истолкует лучи, как сияние от креста). Притом все это украшено тонкими резными узорами. Дерево в Литве любят. Из него делают скульптуры – например, богат ими парк «Лесное эхо». Из него построены дома. И возле частных котэджей  (здесь их называют «виллами») не редкость – деревянная фигурка.

Литовцы также любят лен. Встретили много магазинов с льняными платьями разных стилей, расцветок, качества льна. Одно объемное платье с цветным рисунком я купила за 35 евро. Лен не грубый, очень тонкий, мягкий, приятный, и абсолютно не линяет при стирке.
Раз уж начала о скульптуре, продолжу. Километрах в пяти от Друскининкая есть уникальный парк, называется «Грутас». Туда можно добраться в течение 15 минут на автобусе или около часа - на велосипеде. После выхода из Союза все советские памятники в Литве демонтировали, и вместо того, чтобы отдать их на поругание народному гневу, собрали в одно место – в лесной чаще у деревни Грутас. Впоследствии сделали из него парк, и теперь показывают туристам за деньги.
Впечатление немного тяжелое. Идешь по узкой дорожке среди темных елей, а навстречу тебе выплывают каменные вожди, герои бывшей эпохи – кто жертва, кто злодей… Вокруг забор из колючей проволоки, и из-за елок выглядывают вышки наблюдателей, при этом из динамиков льются вдохновенные советские песни. И странно видеть библиотеку (в точно такую я бегала в детстве) с манекеном пионерки (надо же -уже забыли, и даже спорили пионерский у нее значок или комсомольский). Кусочек моей жизни, вчерашняя реальность, вдруг стала музейным экспонатом… Не знаю, есть ли тут умысел, или просто меткое совпадение, но на выходе из аллеи есть еще деревянная изба, возле которой стоит статуя черта в приглашающей позе. Я туда не зашла, только нос засунула, увидела баб-ежек под потолком и вышла. Зачем мне эта нечисть. В общем, к выводу нас подвели: тоталитаризм, марксизм-ленинизм, нечистая сила – из одной упряжки. Добавлю, что парк окружает сказочная природа: леса, озера с роскошными кувшинками, есть небольшой зоопарк с черными лебедями, страусами и ламами. Также имеется игровая площадка для детей и кафе, где обещают «советскую еду», а официантки носят пионерские галстуки.
В самом Друскининкае тоже на каждом шагу встречаются скульптуры, иногда весьма загадочные.

Наверное, нигде мы так не погружались в культурную жизнь, как в Друскининкае. Главная улица здесь названа в честь национального художника и композитора Чюрлёниса, родившегося в этих местах в конце 19-го века.  В городе много музеев, посвященных людям искусства. В них нередко дают концерты музыканты из Литвы и соседних стран. За десять дней мы посетили два: один – концерт фортепианной музыки, второй – гитарной. Молодые победители многочисленных конкурсов виртуозно играли классику и современные произведения. Признаюсь, мне как слушателю неподготовленному, через полчаса обрушившейся на меня лавины звуков, выражающих чужие, не всегда понятные мне переживания, хотелось бежать без оглядки.

К разряду искусства я бы отнесла даже Друскининкайский рынок, что приезжает по субботам. Я привыкла, что рынок – это продукты домашнего изготовления плюс китайский ширпотреб. Здесь Китая нет и в помине. Практически, все изделия были ручной работы, очень много штучных. Ощущение после рынка - что побродил по галерее народно-прикладного искусства. Параллельно с рынком шел концерт народной песни и пляски и готовилась национальная еда. Скорее, это был не рынок, а настоящая ярмарка.

В Друскининкае мы то и дело слышали иврит и встречали отдыхающих из наших краев. На иврите, в основном, разговаривают дети родителей со славянскими корнями. Особенно же любят сюда приезжать русскоязычные израильтяне старшего возраста, с советским прошлым. С этими местами их связывают милая сердцу природа и щадящий климат, язык, культура, возможность подлечиться, купив процедуры в понравившемся санатории. Санаториев здесь много, и они до боли напоминают советское время. Нет-нет, и окатит тебя ветерком милых застойных 80-х. Санатории полностью не заполняются, многие туристы предпочитают снимать частные квартиры. Одна огромная гостиница мест на 600 стоит заброшенная, потихоньку разрушаясь. Видимо, когда-то она обеспечивала нужды советских отдыхающих, так как ехали сюда из всех республик, а сейчас здание не способно себя окупить из-за недостатка клиентов.

Если вы подумали, что Друскининкай - место отдыха для пенсионеров, то ошиблись. И литовцы, и израильтяне едут сюда отдыхать семьями, с детьми. В районе озер мы видели детские площадки с батутами, в камышах водятся утки и даже две семьи лебедей. Все они любят, когда их кормят. Чему особенно рады дети. На одном из озер, пригодном для купания,  оборудован пляж. Много точек проката велосипедов. Можно порассекать на модном электрическом транспорте, не знаю точно его названия, по асфальтированным дорожкам вокруг водоемов. По воде плавают катамараны и лодки. Для активного же отдыха с острыми ощущениями в городке есть целых три развлекательных объекта: аквапарк, парк приключений «Омега» и искусственный горнолыжный спуск «Снежная арена».

Мы получили свою порцию адреналина в «Омеге». Там среди сосен, на высоте, с помощью веревок, альпинистского снаряжения и других приспособлений оборудованы трассы различной сложности. Инструктора тебе объяснят, как цеплять страховку, попросят расписаться под длинным текстом на литовском, и отпустят самостоятельно покорять маршруты. «Как они не боятся, что кто-то упадет? Забудет прицепить страховку или что-то перепутает…» - удивлялась я. «Ну ты же подпись подставила» - напомнил муж. Венец всего этого удовольствия – «полет на Неманом». Ты пристегиваешься к тросу, отталкиваешься от опоры в пропасть, и сила тяжести несет тебя за полкилометра над рекой. Красота! Нет, если этого мало, есть еще уровень «экстрим» - падение с 21-метровой высоты со страховкой. Мы наблюдали, как трое крепких парней решились на это. Один в конце концов передумал. Двое других прыгнули. Раскачиваясь на веревке, ругались на польском, наверное, матом. 

В общем, Друскининкай подходит для отдыха тем, кто: 1. Хочет уединиться, затерявшись среди лесов и озер 2. Поддержать здоровье с помощью профилактических процедур и прогулок/пробежек на свежем воздухе.  3. Любит полезный, активный и познавательный отдых.

P.S.: Если поедем еще раз - не забыть взять чемодан с роликами, теннисными ракетками и лыжными костюмами. Для всего этого здесь есть место.

Фотографии добавлю позже, почему-то не грузятся :(








Комментариев нет :

Отправить комментарий