суббота, 28 сентября 2019 г.

ЗНАКОМСТВО С ТБИЛИСИ. ПАРАДОКСЫ И СОБЛАЗНЫ


Трубы и Стеклянный мост - архитектура времен Михаила Саакашвили
Я не буду здесь описывать красоты Грузии и полезные туристические подробности. Все это и без меня есть в интернете. Опишу некоторые впечатления социально-бытового плана, которые меня «зацепили».

НИЩИЕ


Не знаю, как для россиян, но для туристов из более западных стран Грузия – страна недорогая. Если ты приехал из Израиля, то в продуктовом магазине чувствуешь, что можно ни в чем себе не отказывать. По привычке затариваться сразу на неделю, набиваешь маленькую корзинку доверху… и чувствуешь себя немного смущенно в очереди на кассу, когда в руках большинства два-три продукта. Еще хуже я себя чувствую, когда выхожу из магазина и вижу у входа пенсионерку в черном, просящую милостыню. А через дорогу еще одну. Некоторые предлагают жалкие зеленые лимоны, несвежие астры или зелень с огорода… Наверное, я отвыкла.

- Дай мелочь!
 Если пройти через переулок, окажешься на очень красивой улице с роскошной старинно-отреставрированной архитектурой. Она выложена брусчаткой и вся приготовлена для туристов: вот тебе красота, вот концертные залы, парки, магазины с европейскими ценами и великое множество кафе и ресторанов. Здесь просящих еще больше: одна бабушка в черном, вторая, семья таджиков… Пенсия в Грузии в среднем 200 лари, на хлеб и воду должно хватить. 


Как сказал Остап Бендер, существует немало способов честного отъема денег у зажравшегося туриста. Вот один из них. Когда ты подъезжаешь к парковке, тебе навстречу выходит человек в зеленой жилетке, фуражке и с жезлом в руке. Не пугайся, это не полиция, не постовой, и ты пока еще ничего не нарушил. Этот самоназначенный «припарковщик». Его услуга состоит в том, что он поможет тебе припарковаться: правее, левее, чуть назад… Даже, когда ты его не просил. Ты не обязан пользоваться его помощью и ее оплачивать. Но если что, обычно им дают 20 тетри.

Для обработки туриста требуется смекалка и дерзновение. Например, видишь ты в парке скучающую парочку русских, ждущих экскурсионный автобус. Подходишь к ним, говоришь, что ты из Южной Осетии, а сюда приехал по делам, чтобы помочь сыну. Рассказываешь немного про дела в Осетии и как хорошо было под покровительством России, и как трудно теперь. Вот, урожай продать не удалось в этом году, хозяйство не приносит дохода. Отвечаешь на расспросы. И в конце прибавляешь, что, если есть желание, они могут помочь с покупкой билета на обратную дорогу. Улов может превзойти ожидания. Бывает, туристка так расчувствуется, что от стремления показать лояльность к бывшему братскому народу, вытащит купюру, которой хватит и на билет, и еще на кое-что. После этого быстро уходи, чтобы тебя здесь больше не видели.


А вот в такой ситуации ты окажешься за полминуты, если остановишься поглазеть на павлина или обезьянку в руках хозяина, приглашающего с ней сфотографироваться. Одна фотография – 10 лари. Умножай на количество посаженных на тебя зверей. Старый трюк, известный еще со времен отдыха в Сочи, но, увы, прочно забытый мной.

 СОБАКИ


Если в Израиле проблема с количеством кошек, то в Тбилиси они незаметны. Бросаются в глаза собаки. Они все приблизительно одной породы и одного размера – средней крупности. Свободно встречаются на улицах. В большинстве случаев они лежат, притом все в одной и той же позе. На ухе у них клеймо – говорящее, что пес должным образом обработан, привит и не агрессивен. 



Остаются вопросы – где они питаются, так как не выглядят особо худыми. И если их кормят, то не подсыпают ли что-то в еду, чтобы они не бродили, а мирно лежали на боку? Где остальные породы собак и почему именно эти? А также – где все-таки кошки?!


ВОЖДЕНИЕ


Ранее утро, когда еще нет пробок
Один израильтянин, колесивший по дорогам Грузии, удивлялся, почему водители сзади возмущенно ему сигналят и обгоняют по сплошной полосе. «Написано скорость 60, я 60 и еду…».

Услышав этот рассказ от гида, мы поняли, что не одиноки в своем водительском шоке. Нет, мы, конечно, читали про лихое грузинское вождение. Заключается оно в следующем. Во-первых, если в Израиле, правила воспринимаются как обязательные, то в Грузии, похоже, как рекомендательные. Если ты на серпантине и впереди тебя ползет грузовик, никто не обращает внимания на сплошную полосу, обгоняют. Обгоняют перед поворотом, когда ничего не видно впереди, выезжают на встречку. К этому, похоже, все привыкли. Едущий навстречу очередному гастелло просто подвинется. Удивительно, что при таком бесшабашном вождении, мы не видели ни одной аварии.

Еще ощущение, что движение частично основывается на правилах, а частично на невербальной договоренности между водителями: «Ну что, ты едешь? Ах нет, сомневаешься? Ну тогда еду я».

Еще мы, привыкшие к четко размеченному движению, испытывали нехватку дорожных знаков. Например, часто было неясно, какая скорость разрешена на данной трассе.

А как вам машины без переднего или заднего бампера? Едут наравне со всеми. И пойди пойми – то ли им его снесли, то ли они сами себе при лихом обгоне, то ли просто сняли, чтобы никто не снес. На одной из подземных парковок наблюдали, как двое стоят возле машины с сорванным бампером, пытаясь его приладить. Они не выглядели ни возмущенными, ни ошарашенными, слегка грустными. Видимо, это обычное дело, что на оплачиваемой(!) парковке тебя могут оставить без какой-либо части.

СОБЛАЗН


Что делать, когда сегодня тебе уезжать, и ты обнаруживаешь в джинсах неистраченные 60 лари? А до этого ты думал о неравномерности и несправедливости этого мира (с одной стороны, благополучная страна, где люди выбрасывают излишки еды и при этом недовольны уровнем жизни, с другой  – проблемное государство, где человек, когда у него кончились силы работать, вынужден идти просить на улицу). Логично, что тебе захочется хоть немного восстановить равновесие. И ты решаешь разменять купюры на мелкие монеты, собрать все оставшиеся в холодильнике продукты, пройти по улицам и отдать это нуждающимся.  

И вот ты полон благих намерений выходишь осуществить свой план. Почему-то как назло, все нищие куда-то пропали. Возможно, у них есть свои часы работы – ближе к вечеру, когда отдыхающие пойдут гулять. И в твою голову вползает мысль: а вот вчера в том магазине была одна сумочка… нет, это далеко… а вот в том кафе на пешеходной улице предлагали какое-то особое грузинское лакомство… нет, я уже смотреть не могу на еду… Ну где же эти бабушки? По всему городу что ли за ними гоняться? Нет уже ни сил, ни времени их искать. Сами виноваты. Кафе здесь, под боком. Пойдем пробовать десерт.

И ты идешь, как птичка в сети, на улицу, где возле каждой кафешки тебе улыбаются зазывалы, и о которой тебя предупреждали: «цены туристические».

И вот ты сидишь в ожидании приготовления разрекламированного блюда. Это должна быть груша, особым образом запеченная, начиненная мороженным и фруктами, с особой поливкой и каким-то фокусом. Проходит 15 минут, 20, 25… Все твое нутро подсказывает, что творится величайшая глупость, на которую ты был способен в Грузии. Что это не то место, где стоит быть, не та цель, которая достойна поглощать твои деньги и время. 30 минут, 35… Извините, мы не можем сидеть бесконечно, у нас самолет скоро, неужели так сложно запечь грушу? Девушка уверяет, что делается все, чтобы приготовить ее по ускоренной технологии. «Вставай и уходи» - вопит нутро. «Ты не можешь уйти не заплатив, ведь тебе уже готовят» - приковывает чувство долга.

Через сорок минут, когда уже десять раз проклял тот момент, в который поддался «похоти плоти», появляется девушка с тарелками. Несут! На большой тарелке с краю лежит маленькая грушка, немного припеченная, ее венчает ложечка пломбира, внутри у нее орехи. Девушка торжествующе поливает ее каким-то ликером и поджигает (!). Наверное, это горит - мы не видим, так как на улице день - и, наверное, это какой-то невероятный кулинарный изыск. Моему спутнику достался такой же персик. Мы их поковыряли, понимая, что, если бы встали и ушли, кафе обеднело бы ровно на одну грушу и персик из компота. Платим 55 лари. И бежим собираться на самолет.

Комментариев нет :

Отправить комментарий