вторник, 26 марта 2013 г.

В Израиле Песах

Вечером  25 марта у нас началась пасхальная неделя. Песах (ивр. «проходить мимо») празднуют в честь исхода евреев из египетского рабства прим. 4000 лет назад. 

Эта история описана в Библии, в книге Исхода. В память о ней в течение недели запрещено употреблять в пищу квасное: хлеб и все, что может скиснуть или имело соприкосновение с закваской. Также  это один из трех праздников, когда народ должен был совершать паломничество в Иерусалимский храм.

«У людей пред праздником уборка…» - писал Пастернак о предпасхальных днях.
Так можно сказать о России, здесь это не просто уборка. Накануне ём-това (праздника) нередко можно было видеть столбы дыма, выходящие из окрестных дворов – в Танахе предписано сжечь все квасное. Спросила у мужа:

- Почему обязательно сжечь? В Библии написано: «уничтожь все квасное».

Оказывается, на иврите в значении уничтожения употреблено слово с корнем «сжигать».

К мужу на работу приезжали специальные раввины для очищения кухни:  то, что можно, обрабатывали газовой горелкой,  а что нельзя – кипятком. Электрические печи, например, поливали горячей водой, поэтому рядом всю ночь рядом дежурил электрик. Потом он восстанавливал подмоченную электрическую часть. 

У нас наконец-то кто-то вымыл подъезд, и второй день он довольно чистый. До этого подметать его было бесполезно.

В праздничную ночь (25 марта) израильские семьи собирались на пасхальный седер. Заметила, что у евреев все праздники начинаются вечером, потому что вечер они считают началом следующего дня. То есть 26 марта начинается 25 после захода солнца.

Седер – в пер. с иврита «порядок», то есть за столом проводится определенный ритуал. Цель действа – передать детям память об Исходе и таким образом сохранить национальную самоидентификацию еврейского народа. В этот вечер едят специальные продукты - символы Песаха, мацу, пьют определенное количество бокалов вина и читают Агаду – историю Исхода из Египта.

СИМВОЛЫ ПЕСАХА выкладывают на столе на особом блюде. Там должна быть косточка с мясом (м.б.куриная шейка) – символизирует пасхального агнца, кот. евреи ели в ночь Исхода. Испеченное яйцо – знак жертвоприношения в храме и разрушения храма. Сельдерей, смоченный в соленной воде – память о водах Красного моря, а также слезах евреев в Египте. 

Также их можно соотнести с пучком иссопа, погружаемого в кровь пасхального агнца. Марор - горькие травы – (хрен и др.)символ египетского рабства и горечи жизни праотцев. Харосет (делается из толченых орехов, фруктов, специй и вина) символ раствора, с которым работали праотцы при постройке хранилища египетскому фараону.

Перед ведущим седера (глава семьи, раввин) стоит блюдо, на котором 3 опреснока (листа мацы). По ортодоксальной традиции они означают три пласта еврейского народа: верхняя - священников, вторая – левитов, третья – еврейский народ.  Или трех патриархов Авраама, Исаака и Иакова.  

В определенный момент седера средняя маца разламывается на две половинки, одна из них заворачивается в льняную салфетку и прячется, это афикоман, а вторая возвращается на место. После праздничной трапезы детям предлагают найти афикоман. 

И тот, кто это сделает, получает подарок, например, деньги. Я слышала, один раввин интерпретировал этот обычай таким образом: что маца преломляется в знак скудости пропитания во время рабства.

Еще в седере присутствуют 5 бокалов вина. Они означают Божьи обетования, четыре из которых исполнились, а один еще ожидает исполнения. Обетования записаны в книге Исход 6:6-7. Поэтому 4 бокала выпиваются, а один оставляется нетронутым  – бокал пророка Иллиягу, который еще придет. Когда переходят к пятому бокалу, вместо того, чтобы выпить вино, открывают дверь, чтобы вошел дух Илии.

В мессианских церквях тоже проводят пасхальный седер. Но символы ритуала трактуют несколько иначе – с добавлением значений Нового Завета. Больше всего это ощущается в отношении действ с мацой. 

По мессианской традиции три мацы символизируют Троицу: Отца, Сына и Дух Святой. Смысл разламывания средней мацы в свете Нового Завета становится очень понятным. Она означает преломленное тело Иисуса Христа, который сокрыт от еврейского народа (евреи не принимают его как Мессию) до времени. 

Но тому, кто найдет Его как Спасителя, Бог дает дар – жизнь вечную и дар Духа Святого. Перед чтением Агады традиционно проводят омовение рук. Мессианские евреи вместо этого омывают ноги друг другу, как заповедал Иисус Христос своим ученикам.

Седер Песах в мессианской общине
DSC03772

Символы Песаха
DSC03786

Преломление мацы
DSC03800

Известный мессианский еврей, евангелист Иаков Дамкани так объясняет значение Песаха в свете Ветхого и Нового завета:

«Моисей освободил нас от физического рабства и подготовил для нас путь в землю обетованную; а Иешуа спас нас от духовного порабощения грехом и вывел на свободу, присущую Божьему народу. Иешуа подготовил нам путь, верно ведущий нас в вечное, славное Царство Божье».

Песах длится неделю. В течение этого времени нельзя есть квасной хлеб, только мацу. В конце недели тоже праздничный вечер. У израильтян выходной в первый день праздника и в последний, по желанию можно взять выходные на всю неделю.

Комментариев нет :

Отправить комментарий