воскресенье, 10 марта 2013 г.

Работа в магазине

Началась четвертая неделя, как я работаю в русском магазине. Началась с нервотрепки. Одна покупательница парила мне сегодня мозги. Средних лет женщина с нетрезвыми глазами. Может, после 8-го марта, может еще что…

Сначала дама попыталась надавить на меня, чтобы я засомневалась в цене. Потом начала доказывать, что ей сдачу не додала. А я помню, что правильно ее рассчитала. Хорошо, что там все снимается на камеру. Вызывали хозяина магазина, он прокрутил видео - показал ей, что все она получила. Потом еще с другим хозяином щекотливый был момент…


Короче, ехала я домой и чуть не плакала – не хочу никаких хозяев!!! Не хочу работать ради денег. Хочу интересную мне работу. И быть самой себе хозяйкой.


***
Нужно, наверное, сказать пару слов, почему магазин называется "русский". В основном израильтяне отовариваются в "суперах". Но русскоязычным репатриантам, которых здесь процентов 30% (может, и больше, не помню точно) не всегда нравится вкус местных продуктов. 

Хочется, например, свининки, сальца. Или капусты морской, которой в супере мы так и не нашли. Или там огурчиков, помидорчиков соленых... Или просто баночку чего-нибудь со знакомыми русскими буквами. Так что есть спрос на продукты из России и Украины.

Есть и продавцы. На городском рынке действует целый ряд хануёт русия (русских магазинов). Посетители - не только русско-, но и ивритоговорящие. Забредают сюда французы и англичане. Некоторые покупатели специально говорят с тобой на иврите, а потом выдают фразу на чистом русском. То ли развлекаются, то ли из вредности.


***
Теперь про меня. Вообще в магазин я не стремилась. Помня свой не очень удачный опыт по продаже бытовой химии в 90-х в России. Тогда трудно было найти работу, многие предприятия  вообще не платили зарплату. Я пошла к знакомой работать в ларек. 

В команде продавцов я была каким-то слабым звеном. У меня постоянно были недостачи (может, в сдаче ошибалась, может, сменщицы подворовывали). Однажды меня «замела» налоговая инспекция. 

Нашли какой-то пузырек со стертым сроком годности. А я не смогла доказать, что товар годный, потому что растерялась (тетка-контролер была очень напористой), а я толком не знала, где эти сроки годности в документах искать. И этой тетеньке где-то расписалась. Короче, вела себя до нельзя бездумно. 

Потом хозяйка ларька нашла этот срок годности – товар не был просрочен. Но я уже расписалась! А налоговой было все равно – лишь бы кого-то поймать и оштрафовать. Хозяйка махнула на меня рукой – иди сама в налоговую и разбирайся… В общем, история была неприятная, глупая, но Бог мне помог. Ну нельзя было не помочь такой несчастной глупенькой девочке.

Потом еще я пробила чек на несколько миллионов. Случайно. Сделала отмену. Но хозяйке все равно пришлось бегать в администрацию, доказывать, что она не продавала товар на такую сумму. Я думала, что после этого она меня возненавидит.

Вскоре я перешла на другую работу. Эту женщину (хозяйку ларька) потом нередко встречала, мы жили на одной улице. Она всегда здоровалась и так заботливо спрашивала: «Маша, как твои дела?» Наверное, жалела. Было смешно.
***
Сейчас, конечно, я изменила отношение к работе. Стараюсь вникать, думать, что делаю. По дороге в магазин учу – сколько стоит такая колбаса, а сколько такая…а сколько рыба такая, а сколько другая. Трудно рассчитать покупателя быстро, когда не знаешь цен.

Помню, в детстве у меня как-то спросили – Маша, кем ты хочешь быть, когда вырастешь? Я, не долго думая, ответила: Продавцом. – Почему продавцом? – Потому что они ничего не делают.

(Конечно, тут бы психологу покопаться – отчего это ребенок в 6-летнем возрасте мечтает о работе, на которой ничего не нужно делать. Откуда такие установки?)

Так вот, Машенька ошибалась. Могу сказать ей с высоты прожитых лет: быть продавцом в продуктовом магазине – это труд. Здесь нужны мозги: запоминать все наименования товаров и главное – цены! Быстро считать и не ошибаться. Ладить с магазинной техникой: весы, касса, калькулятор.

Здесь нужно терпение – быть вежливой и приветливой с покупателями, которые могут быть невежливыми, нагловатыми и нетерпеливыми:

- Эй, ты там не устала? (продавцу, занятому нарезкой колбасы) Я двести грамм колбасы просила…

- Я нет. А ты? (Ответить бы ей)

Вообще это израильское «ты» меня выбивает из колеи. Может, на иврите оно так не бьет по ушам. Но на русском звучит, как-то неуважительно от незнакомых… 

Думаю, дело в том, что русский богаче на оттенки – недаром ведь у нас есть разделение на «ты» и «вы». Но в стране ивритоговорящих русский находится под влиянием иврита. Так что здесь, когда тебе «ты» говорит незнакомая дама, в этом нет ничего криминального. Она просто объизраилилась. Нужно привыкнуть.
***
Да, пару слов про девочек, которые со мной работают. По сравнению с последним моим местом работы в России – коллектив замечательный. Бабовщины практически нет. Замашки «деда» замечены только у одной, но смены у нас не часто пересекаются. 

Время проживания в Израиле у большинства небольшое – от 3 лет до 5 месяцев. Большая часть из нас – жены израильтян. То есть не евреи, вышедшие замуж за евреев. Только две из пятерых раньше трудились в смежных областях. 

Одна девушка, самая «свежая» жительница Израиля, приехала из Санкт-Петербурга. Там была делопроизводителем в прокуратуре, имеет юридическое образование. Спрашиваю ее: не жалеешь, что поменяла Питер на Тверию? Она ответила, мол, непривычно, что здесь некуда пойти. В Питере много культурных мест, кафе, где можно собраться с друзьями…

Впрочем, я неправильно вопрос поставила. Она же замуж выходила, а не думала, где ей лучше жить. К тому же, она девочка способная, язык выучит, найдет себе применение и здесь.

Нажмите и оставьте свой комментарий:

  1. Мария, еще пиши! Нам все интересно

    ОтветитьУдалить
  2. джу

    пиши еще, интересно

    ОтветитьУдалить
  3. "Там была делопроизводителем в прокуратуре, имеет юридическое образование. Спрашиваю ее: не жалеешь, что поменяла Питер на Тверию? "
    Ох, Маша, тебя наверное тоже спрашивают: училась на журналиста, а приходится работать продавцом? Думаю все же со временем освоишься и даст тебе Бог работу по твоему образованию...

    ОтветитьУдалить