понедельник, 22 июля 2013 г.

Продолжение про хороших людей (а также королей, рабов и внутреннюю пустоту)

Это правда, что большинство людей приходят к Богу люди, когда у них в жизни испытания. Есть мнение, что значит, мол, они слабые, сами не справились… Тут дело в другом. Просто, когда к «хорошему человеку» приходят серьезные трудности, у него слетает шелуха с глаз, и он видит себя настоящего.

«Хороший человек», который верил в себя и был в целом доволен собой и своими достижениями, вдруг понимает свою нужду в Спасителе. В Нем нуждаются все люди, но «хорошие люди», пока жизнь хороша или приемлема, этого не сознают.

 Вот у Чехова есть повесть «Скучная история». Он показывает, как происходит переосмысление самого себя, своей жизни и окружения у одного старого и знаменитого профессора.

Чтобы дальше было понятно, нужно привести чеховские рассуждения про королей и рабов.

«…Самое лучшее и самое святое право королей – это право помилования. И я всегда чувствовал себя королем, так как безгранично пользовался этим правом. Я никогда не судил, был снисходителен, охотно прощал всех направо и налево. Где другие протестовали и возмущались, там я только советовал и убеждал. Всю свою жизнь я старался только о том, чтобы мое общество было выносимо для семьи, студентов, товарищей, для прислуги. И такое мое отношение к людям, я знаю, воспитывало всех, кому приходилось быть около меня.

Но теперь уж я не король. Во мне происходит нечто такое, что прилично только рабам: в голове моей день и ночь бродят злые мысли, а в душе свили себе гнездо чувства, каких я не знал раньше. Я и ненавижу, и презираю, и негодую, и возмущаюсь, и боюсь. Я стал  не в меру строг, требователен, раздражителен, нелюбезен, подозрителен…»

Мораль в повести такая.  Пока у человека все в жизни складывается хорошо, он может быть великодушным и вести себя по отношения к окружающим, как король. Но пришли проблемы -  серьезный недуг, семейные неурядицы – и он выбит из колеи, все его благородство испаряется, в его душе поселяются мысли и чувства раба.

Проблема в том, что у человека нет «общей идеи» (как это Чехов называет), я бы сказала – Бога, веры, на которого, он мог бы опереться. Чтобы остаться человеком в высоком смысле слова.

И там еще один персонаж – молодая женщина, которая претерпела крушение иллюзий. Она тоже мечется и не знает, на что ей опереться, чтобы остаться человеком. И этот старик жалеет ее, потому что с ним это осознание отсутствия внутри опоры случилось в конце жизни, а она будет мучиться всю оставшуюся жизнь…

А мне так хочется, чтобы кто-то рассказал им Евангелие! Что Бог через Иисуса Христа прощает их и принимает, и у Него есть для них смысл жизни и предназначение.
Хотя… Аркадий говорит, что вся русская интеллигенция выросла на Евангелии. Они его знали. Дело в том, как относились.

P.S.: Наверняка, в советское время происходящее в душе у этих людей комментировали так: «это будущие революционеры, которые осознали всю пошлость окружающего мира и отсутствие настоящей идеи»… или «это была благодатная почва, на которую потом упала идея социализма и коммунизма».

Комментариев нет :

Отправить комментарий