воскресенье, 15 сентября 2013 г.

Путешествие на Мёртвое море. Часть 1

Дорога на Ям а мелах

В начале сентября мы с мужем отправились на несколько дней на Мёртвое море, на иврите "Ям а мелах".

Решили не просто «валяться» на пляже или отмокать в соленой воде, а посетить все интересные места в округе, которые сможем. То есть программа у нас была насыщенная, и практически всю ее мы осуществили. Маршрут наш был следующий:

Заповедник Кумран –
Гостиничный поселок Эйн-Бокек на Мёртвом море (отель
Royal Rimonim Dead See) –
Крепость Массада –
Заповедник Эйн-Бокек –
Ботанический сад в киббуце Эйн-Геди.

Об этих местах я и расскажу. Если кому интересно – пожалуйста, читайте и смотрите фотографии.

Кумранские пещеры

Выехали мы поздновато, в начале 9-го, хоть и планировали в 6. Много было беготни накануне, сборы продолжились утром. В результате попали в самую жару.

Еще масло по дороге пытались купить на придорожных автозаправках, но подходящего нигде не было, а то которое было, оказалось в 5(!) раз дороже, чем в городе. Мы подивились и поехали дальше – наверное, рассчитано на страждущих, которым некуда деваться.

на автозаправке

А еще останавливались в арабском поселке. Это надо видеть. По обе стороны шоссе тянутся ряды с вот такими вот произведениями ремесленного искусства.

в арабском поселке

Назначения всех этих глиняных вещей я не знаю, но некоторые из них устанавливают в саду или используют, как цветочный горшок. Мы остановились, чтобы купить стеклянные шары, которые моему мужу заказал начальник. Этими шарами украшают вход во двор или в сад.

В общем, вместо предполагаемых 2,5 часов до Эйн-Бокек со всеми остановками мы потратили 2,5 часа только до Кумрана.
При входе в заповедник мы предъявили карту на посещение национальных парков Израиля. По ней же на следующий день мы попали и в Массаду.

Такую карту можно оформить на одного, пару или семью. Нам она обошлась в 300 шекелей. Рекомендую, хорошее решение для тех, кто много путешествует по Эрец-Исраэль. Вход во все национальные парки платный, в районе 50-70 шекелей. Наша карта окупилась месяца за три.

Хорошо, идем дальше. В Кумране нас сначала пропустили через кинозал с 10-минутным фильмом о ессеях – поселившихся в этих местах незадолго перед началом нашей эры.
Это были евреи, которые хотели жить особенно свято, они ждали конца света и пришли в пустынные места, оставив свои семьи, чтобы удалиться от суеты и освятиться. У них был особый уклад жизни, как у монахов.

И в оставшихся после них документах нашли, как я поняла, в том числе упоминание о неком Иоанне, который жил вместе с ними одно время, но потом «взбунтовался» - нарушил их правила и ушел от них. Про Иоанна Крестителя говорят, что некоторое время он провел с ессеями.

В фильме еще очень классно показали панораму участка суши в районе Ям-а-Мелах (Соленое море на иврите). Вид с положения летящей птицы – похоже, снимали с самолета. В этой пустынной беловатой почве, лишенной растительности, ручьи пробуравили себе ходы к морю, и вместе с ветром изваяли причудливые конусообразные фигуры. В общем, это надо видеть.

Кумранские пещеры

А вся суть в том, что эти  сектанты оставили после себя богатую библиотеку. Там были тексты Танаха (Ветхого Завета), апокрифы и литература той эпохи. На них случайно наткнулся арабский мальчик в середине 20-го века. Для историков и исследователей Библии это было большим открытием. Находки свидетельствуют, во-первых, о подлинности современных библейский текстов, так как они в точности соответствуют древним кумранским, во-вторых, это свидетельство об исторических событиях тех времен.

свитки Мертвого моря

Поселение ессеев разрушили римляне во время Иудейского восстания. Но отшельники успели спрятать свою библиотеку в глиняные сосуды и отнести их в пещеры, которых много в окрестных песчаных скалах. Всего было найдено около 900 свитков в 11 пещерах.

Да, если бы не пЕкло, мы бы непременно залезли в ближайшую пещеру. Но до нее нужно было пройти метров 500 под открытым солнцем, а для моего не привыкшего к высоким температурам организма под силу были только перемещения от навеса к навесу.  Жара, нужно полагать, была в районе 40, а, возможно, и выше.

Курорт Эйн-Бокек

После Кумрана мы уже были изрядно голодные и утомленные. Было начало 2-го. Решили больше никуда не заезжать, сразу держать путь в гостиницу.

знойная пустыня

Существует два места с одинаковым названием Эйн-Бокек. Может, считается, что это все одно, но я бы их разделила.
Есть гостиничный городок на побережье Солёного моря, и есть через дорогу от него природный заповедник. Начну с гостиничного городка.

Именно городок, иначе не назовешь. Каждый многоэтажный дом – 5 или 4 звездный отель. Хотя вроде бы в Израиле нет такого разделения по звездам. Короче, отели выглядят круто в этом месте.

Побережье поделено между гостиницами на частные пляжи, до них минут 5-7 самостоятельной ходьбы или 2-3 минуты езды на «развозке» - такие многоместные вагончики на колесах, управляемые лихачем-водителем.
На частных пляжах есть души, туалеты, спасательные станции, лежаки и навесы. Грязи нет, ее покупают в магазинчиках или в СПА.

частный пляж отеля Royal Rimonim

Побережье покрыто песком, смешанным с солью. Бывает, что соль на берегу и на дне окаменевшая, тогда она очень колючая, войти в воду босиком невозможно.

Но в Эйн-Бокек соль мягкая, как порошек, сланцы в воде не понадобились. Даже не знаю, отчего зависит состояние соли.

Рядом есть бесплатный пляж, но нам он показался подозрительным после платного: душевые в плачевном состоянии, морская вода как-то непонятно припахивает мочой и странная труба замечена на дне, лежаков нет, само собой.

В городке есть все, что нужно: жилье, магазины, заведения общепита и даже шоссе с разметкой и пешеходными переходам – все как полагается в населенном пункте. Правда, по моим впечатлениям, на дорогах здесь нужно быть осмотрительней, чем на улицах Тверии. Водители нередко ведут машину в расслабленном режиме, забывая про ПДД.

Это про курорт в целом. Теперь про наш отель. Гостиница Royal Rimonim Dead See мне показалась одной из самых солидных в этом месте. В интернете её величают 5-звездной. Нам предоставили номер на 14-м этаже (всего в здании – 18). Номер, на мой взгляд, был очень неплохой.

Была и пара капель дегтя. Верхний ящик на комоде перекосило, лучше его было не трогать. Слив у унитаза работал очень слабо.
Аркадий сказал, что это из-за недосмотра – возможно, у них нехватка ремонтного персонала. Всего в гостинице 400 номеров. Звать ремонтников мы не стали: на три дня и так сойдет.

В номере был кондиционер, холодильник, телевизор и чайник с чашками и чайным набором, в санузле отдельно душевая кабина и ванна. С балкона с одной стороны видно море, а с другой горы.

Мы могли бесплатно пользоваться SPA-комплексом: финская сауна, джакузи, бассейн с подогретой водой Мёртвого моря и обычный бассейн с гидромассажными приспособлениями. Одно из них - искусственный водопад (на фото он отключен). С одной стороны, водопад - украшение бассейна, а если подставить под него плечи или спину, получается отличный массажер!

бассейн сверху

Дополнительно предлагался целый список платных процедур – каких массажей там только нет! Ну вот, например: массаж горячими камнями, тибетский, тайский массаж, массаж бамбуковыми палочками, водорослевое обертывание и прочее, и прочее.
В первый вечер мы пошли исследовать территорию и пришли к мини-рынку, где расположены магазинчики с косметикой Мёртвого моря и пляжной одеждой.

В магазинах Эйн-Бокек продают пакеты соли и грязи – 2 любых за 15 шекелей, мыло (тоже со всякими лечебными  косметическими эффектами – 2 любых за 10 шекелей). Бывает и дешевле. В Тверии тоже все это есть, но цены выше.
Также здесь есть кафе. Цены не выясняли, так как обедать в них не пришлось.

У нас был «полупансион» - это значит, завтрак и ужин в ресторане отеля. Обед при желании можно было заказать за дополнительную плату. Мы решили сэкономить и взять еду с собой (в номерах есть холодильники).

В ресторане отеля нас проводили к маленькому столику на двоих. Еду нужно было набирать самостоятельно на фуршетных столах. Фуршет выглядел богато: много салатов, приправ, мясо и рыба, овощные гарниры, рис, всякие виды хлеба – в общем, глаза разбегались. И еще фрукты и большое разнообразие сладкого: десерты, мороженное, пирожные и выпечка. И ничего молочного. Это был ужин.

Израильтяне разделяют молочную и мясную пищу. Молочное было на завтрак: каша, сыры и творога, яичница нескольких видов, филе селедки, в уксусе и соленой, йогурты, запеканки, булочки, фрукты, соки, ну и все остальное, что подается в гостиничных ресторанах на завтрак.

Аркадий говорит, что стол кажется таким богатым за счет количества еды, приготовленного на большое число гостей. Но вообще-то всего было даже не попробовать. Рецепты некоторых блюд мне хотелось бы выведать. Например, каким образом готовят печеный чеснок или потрясающие баклажаны с грецкими орехами и какими-то ростками.

На улицах городка нам нередко попадались люди, раздающие приглашения: то на лекцию по нетрадиционной медицине, то на презентацию в бриллиантовый центр (такой тоже здесь есть). Производство бриллиантов, кстати, одна из значимых отраслей в Израиле.

Так вот все эти люди были русскоязычными. По-русски также говорили продавцы в магазинах, часть официантов в ресторане и администраторов гостиницы. Видимо русские требуются на работу в это место в связи с большим количеством русскоговорящих туристов (и правда, больше всего на пляжах и в отеле я слышала родную речь).

Большинство работающих в Эйн-Бокек живут в Араде – городе, что находится в 30-40 минутах езды.Мы думаем, что если ехать на Мёртвое море отдыхать или лечиться, можно поселиться на 7-10 дней в Араде – это будет стоить примерно как 2 ночи в гостинице или дешевле (Аркадий смотрел на сайтах, сколько стоят 2 ночи в нашем отеле с нашими условиями. У него получилось 1500 шекелей). Есть можно в кафе или готовить самим. Сколько стоит вход на платный пляж для тех, кто не проживает в гостиницах – мы не спросили.

На этом пока все.
Завтра я расскажу трагическую и одновременно героическую повесть о Массаде.

Нажмите и оставьте свой комментарий:

1. Горы из песка - это круто! Впечатлило, таких мы еще не видели, привыкли у себя к зелени и лысости...
    А дороги просто песня, полотно, ни зазубринки, ни полосочки, ни трещинки. Ехать по таким, наверное, одно удовольствие, уснуть можно.

2. Местные горы меня тоже сначала удивляли: в России - каменные, здесь - песочные. Хотя это не совсем песок, какая-то твердая порода.
    А насчет дорог да - быстро к ним привыкаешь. Когда в Россию приезжала,думала, что надо быть асом, чтобы и ПДД соблюдать, и ни в одну яму колесом не заехать. А ведь сама училась по таким дорогам ездить!